Режим работы и отдыха водителей регламентирован Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.10.2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».
Сознательное нарушение режима влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц. Но существуют способы распределить рабочее время водителей так, чтобы использовать смену по максимуму и при этом не нарушать законодательства.
Должностные лица несут ответственность, только если сознательно установили график работы водителя с нарушениями.
Основания для наложения штрафов:
● Превышение времени управления за всю смену. Нарушение пункта №10 приказа №424. Доказывается сознательность нарушения сложно. Отслеживает ГИБДД.
● Превышение времени непрерывного управления. Нарушение пункта №13 приказа №424. Доказать сознательность нарушения тоже довольно сложно. Отслеживает ГИБДД.
● Сокращение времени междусменного отдыха. Нарушение пункта №18 приказа №424. Однозначно доказывается на основании путевого листа за 1 день. Отслеживает ГИБДД.
● Превышение продолжительности смены. Нарушается пункт №6 приказа №424. Также однозначно доказывается на основании путевого листа за 1 день. Отслеживает трудовая инспекция.
Штраф для должностных лиц за нарушение режимов труда и отдыха составляет от 7000 до 10000 руб., для ИП — от 15000 до 25000 руб., а для юридических лиц — от 25000 до 50000 руб. Водителям придется заплатить от 1500 до 2000 руб.
Для того, чтобы снизить риски нарушений, рассмотрим, какое время учитывается в графике и какая деятельность включается в смену согласно Приказу №424.
В Приказе Минтранса №424 определены три основных понятия: рабочее время водителя, время отдыха и смена. Разберем подробнее, что подразумевают эти термины.
Рабочее время водителя включает в себя:
● время управления автомобилем,
● время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем,
● время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль),
● погрузка, разгрузка, стоянки, простои.
Что такое специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем? Если водитель управляет автомобилем суммарно 4 часа 30 минут, далее он должен сделать перерыв для отдыха не менее 45 минут. Этот перерыв учитывается во времени смены.
Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения своих обязанностей и может использовать по своему усмотрению.
Время отдыха водителей включает в себя:
● перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
● ежедневный (междусменный) отдых;
● еженедельный отдых;
● время перерыва между частями рабочей смены.
Ключевое понятие в Приказе МинТранса №424 — это смена. Оно определяет продолжительность ежедневной работы. То есть сколько часов в день может работать водитель.
Важный момент: время отдыха в смену не идет. Например, если график работы водителя с 9-00 до 20-00 и регламентирован обеденный перерыв с 13-00 до 14-00, общее время смены составит 10 часов.
Есть возможность заменить специальный перерыв на перерыв на обед. В таком случае крайне важно, чтобы продолжительность отдыха составляла не менее 46 минут. В противном случае при начале движения тахограф сообщит водителю, что ему нужно отдохнуть дополнительно 45 минут и время будет потеряно.
Как правило, используют нормированный или суммированный тип учета режима труда и отдыха. В чем их различие?
Нормированный учет подразумевает график 5/2 и восьмичасовой рабочий день. Суммированный учет выбирают в случае любого другого графика работы и смены до 10 часов.
Основной плюс нормированного учета — его простота. Но он не является гибким и его сложно подстроить под условия работы. Суммированный учет подойдет большинству транспортных компаний, так как в нем есть возможность учесть все важные нюансы работы водителей, а также применить советы из этой статьи по оптимизации учета времени.
Самое главное: водитель должен уметь правильно пользоваться тахографом и понимать основные принципы его работы, чтобы избежать ошибочных записей.
Перед выходом на линию водитель должен вставить карточку в тахограф и выполнить распечатку. В случае необходимости распечатка будет служить подтверждением исправности оборудования на момент начала смены.
Водитель должен вставлять карту в тахограф непосредственно перед началом движения, чтобы не учитывать прохождение медосмотра или другую деятельность в качестве времени управления. Это поможет избавиться от ошибочного увеличения смены.
Законодательно не запрещено вынимать карту во время смены (при отсутствии движения), но из-за частого извлечения на некоторых моделях тахографов возможна потеря данных. Поэтому рекомендуем вынимать карту только после окончания смены.
Чтобы не приписывать к смене лишнее время, при любых перерывах длительностью более 10 минут необходимо выбирать в тахографе режим «отдых».
Первый вариант: сократить отдых до 9 часов.
При суммированном учете водитель должен отдыхать между сменами 11 часов. Но если есть необходимость, согласно пункту 18 Приказа Минтранса №424, можно уменьшить это время до 9 часов. Так можно делать не более 3 раз в неделю. По терминологии Приказа №424 «неделя» — это промежуток между еженедельным отдыхом. Таким образом, время управления законно увеличивается на 2 часа за смену.
Второй вариант: разделить время отдыха на части.
К такому разделению в том же пункте 18 Приказа №424 есть определенные требования: одна часть отдыха должна быть не менее 3 часов, другая — 9 часов. Эти отрезки отдыха должны быть непрерывными.
Где взять дополнительные часы отдыха, не уменьшая время на управление? Например, отмечать как отдых любое время, которое водитель не управляет автомобилем.
Важный момент: водитель должен отдыхать не менее 9 часов в течение «ежедневного периода». Согласно пункту 10 Приказа №424 такой период составляет 24 часа и начинается после окончания предыдущего аналогичного периода или после окончания еженедельного отдыха. То есть фактически время начала ежедневного периода совпадает с временем начала смены. Важно не выходить за рамки этого периода при расчете времени управления и отдыха.
● водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
● водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
● водителям аварийных служб;
● водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
● водителям на инкассаторских автомобилях;
● перевозки на легковых такси;
● водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
● водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.
Такое увеличение длины смены в обязательном порядке должно быть согласовано с водителем в письменном виде и оформлено документально.
Во всех остальных случаях длина смены должна составлять не более 10 часов. Но есть возможность законно увеличить длину до 12 часов за счет разделения смены на две части с помощью отдыха.
Промежуток между частями смены для регулярных городских и пригородных перевозок должен быть не менее 3 часов, для всех остальных типов перевозок — 5 часов.
Пример такого разделения: 4 часа управления, 5 часов отдыха, 4 часа управления, 1 час отдыха, 1 час управления. Отдых, который делит смену, не увеличивает ее длину. Таким образом фактически рабочий день составляет 15 часов. По документам продолжительность смены 10 часов.
Важная особенность: длинный отдых должен начинаться не позже, чем через 5 часов после начала смены.
Такое разделение обязательно должно быть оговорено заранее и закреплено документально в соглашении с водителем, а также подтверждаться в путевых листах.
Увеличение продолжительности смены делает условия труда отличными от нормальных, поэтому необходимо предусмотреть повышение оплаты работникам.
Регулируя режим работы и отдыха водителей, важно учитывать различные факторы, которые взаимно зависят друг от друга.
Например, вы увеличили длину смены. Далее:
● Учтите междусменный отдых
● Рассчитайте, когда надо делать перерывы от управления
● Проверьте, чтобы были возможности для остановок и отдыха
● Проверьте, что вы не превысили время управления за смену
● Проверьте, что вы не превысили время управления на 7 и 14 дней
● Проверьте, что вы не превысили количество часов по производственному календарю
● Проверьте выполнение еженедельных отдыхов
Чтобы не нарушать закон, важно составлять график работы водителя с учетом всех особенностей труда и отдыха.
Будьте внимательны, оформляйте нужные документы и ваша компания сможет пройти любую проверку надзорных органов.
Сознательное нарушение режима влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц. Но существуют способы распределить рабочее время водителей так, чтобы использовать смену по максимуму и при этом не нарушать законодательства.
За что чаще всего штрафуют должностных лиц?
Должностные лица несут ответственность, только если сознательно установили график работы водителя с нарушениями.
Основания для наложения штрафов:
● Превышение времени управления за всю смену. Нарушение пункта №10 приказа №424. Доказывается сознательность нарушения сложно. Отслеживает ГИБДД.
● Превышение времени непрерывного управления. Нарушение пункта №13 приказа №424. Доказать сознательность нарушения тоже довольно сложно. Отслеживает ГИБДД.
● Сокращение времени междусменного отдыха. Нарушение пункта №18 приказа №424. Однозначно доказывается на основании путевого листа за 1 день. Отслеживает ГИБДД.
● Превышение продолжительности смены. Нарушается пункт №6 приказа №424. Также однозначно доказывается на основании путевого листа за 1 день. Отслеживает трудовая инспекция.
Штраф для должностных лиц за нарушение режимов труда и отдыха составляет от 7000 до 10000 руб., для ИП — от 15000 до 25000 руб., а для юридических лиц — от 25000 до 50000 руб. Водителям придется заплатить от 1500 до 2000 руб.
Для того, чтобы снизить риски нарушений, рассмотрим, какое время учитывается в графике и какая деятельность включается в смену согласно Приказу №424.
Рабочее время, отдых и смена
В Приказе Минтранса №424 определены три основных понятия: рабочее время водителя, время отдыха и смена. Разберем подробнее, что подразумевают эти термины.
Рабочее время водителя включает в себя:
● время управления автомобилем,
● время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем,
● время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль),
● погрузка, разгрузка, стоянки, простои.
Что такое специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем? Если водитель управляет автомобилем суммарно 4 часа 30 минут, далее он должен сделать перерыв для отдыха не менее 45 минут. Этот перерыв учитывается во времени смены.
Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения своих обязанностей и может использовать по своему усмотрению.
Время отдыха водителей включает в себя:
● перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
● ежедневный (междусменный) отдых;
● еженедельный отдых;
● время перерыва между частями рабочей смены.
Ключевое понятие в Приказе МинТранса №424 — это смена. Оно определяет продолжительность ежедневной работы. То есть сколько часов в день может работать водитель.
Важный момент: время отдыха в смену не идет. Например, если график работы водителя с 9-00 до 20-00 и регламентирован обеденный перерыв с 13-00 до 14-00, общее время смены составит 10 часов.
Есть возможность заменить специальный перерыв на перерыв на обед. В таком случае крайне важно, чтобы продолжительность отдыха составляла не менее 46 минут. В противном случае при начале движения тахограф сообщит водителю, что ему нужно отдохнуть дополнительно 45 минут и время будет потеряно.
Выбор типа учета режима труда и отдыха
Как правило, используют нормированный или суммированный тип учета режима труда и отдыха. В чем их различие?
Нормированный учет подразумевает график 5/2 и восьмичасовой рабочий день. Суммированный учет выбирают в случае любого другого графика работы и смены до 10 часов.
Основной плюс нормированного учета — его простота. Но он не является гибким и его сложно подстроить под условия работы. Суммированный учет подойдет большинству транспортных компаний, так как в нем есть возможность учесть все важные нюансы работы водителей, а также применить советы из этой статьи по оптимизации учета времени.
Правила использования тахографов
Самое главное: водитель должен уметь правильно пользоваться тахографом и понимать основные принципы его работы, чтобы избежать ошибочных записей.
Перед выходом на линию водитель должен вставить карточку в тахограф и выполнить распечатку. В случае необходимости распечатка будет служить подтверждением исправности оборудования на момент начала смены.
Водитель должен вставлять карту в тахограф непосредственно перед началом движения, чтобы не учитывать прохождение медосмотра или другую деятельность в качестве времени управления. Это поможет избавиться от ошибочного увеличения смены.
Законодательно не запрещено вынимать карту во время смены (при отсутствии движения), но из-за частого извлечения на некоторых моделях тахографов возможна потеря данных. Поэтому рекомендуем вынимать карту только после окончания смены.
Чтобы не приписывать к смене лишнее время, при любых перерывах длительностью более 10 минут необходимо выбирать в тахографе режим «отдых».
Как законно сокращать междусменный отдых?
Первый вариант: сократить отдых до 9 часов.
При суммированном учете водитель должен отдыхать между сменами 11 часов. Но если есть необходимость, согласно пункту 18 Приказа Минтранса №424, можно уменьшить это время до 9 часов. Так можно делать не более 3 раз в неделю. По терминологии Приказа №424 «неделя» — это промежуток между еженедельным отдыхом. Таким образом, время управления законно увеличивается на 2 часа за смену.
Второй вариант: разделить время отдыха на части.
К такому разделению в том же пункте 18 Приказа №424 есть определенные требования: одна часть отдыха должна быть не менее 3 часов, другая — 9 часов. Эти отрезки отдыха должны быть непрерывными.
Где взять дополнительные часы отдыха, не уменьшая время на управление? Например, отмечать как отдых любое время, которое водитель не управляет автомобилем.
Важный момент: водитель должен отдыхать не менее 9 часов в течение «ежедневного периода». Согласно пункту 10 Приказа №424 такой период составляет 24 часа и начинается после окончания предыдущего аналогичного периода или после окончания еженедельного отдыха. То есть фактически время начала ежедневного периода совпадает с временем начала смены. Важно не выходить за рамки этого периода при расчете времени управления и отдыха.
Как законно увеличить длину смены?
Пункт 6 приказа 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:● водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
● водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
● водителям аварийных служб;
● водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
● водителям на инкассаторских автомобилях;
● перевозки на легковых такси;
● водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
● водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.
Такое увеличение длины смены в обязательном порядке должно быть согласовано с водителем в письменном виде и оформлено документально.
Во всех остальных случаях длина смены должна составлять не более 10 часов. Но есть возможность законно увеличить длину до 12 часов за счет разделения смены на две части с помощью отдыха.
Промежуток между частями смены для регулярных городских и пригородных перевозок должен быть не менее 3 часов, для всех остальных типов перевозок — 5 часов.
Пример такого разделения: 4 часа управления, 5 часов отдыха, 4 часа управления, 1 час отдыха, 1 час управления. Отдых, который делит смену, не увеличивает ее длину. Таким образом фактически рабочий день составляет 15 часов. По документам продолжительность смены 10 часов.
Важная особенность: длинный отдых должен начинаться не позже, чем через 5 часов после начала смены.
Такое разделение обязательно должно быть оговорено заранее и закреплено документально в соглашении с водителем, а также подтверждаться в путевых листах.
Увеличение продолжительности смены делает условия труда отличными от нормальных, поэтому необходимо предусмотреть повышение оплаты работникам.
Регулируя режим работы и отдыха водителей, важно учитывать различные факторы, которые взаимно зависят друг от друга.
Например, вы увеличили длину смены. Далее:
● Учтите междусменный отдых
● Рассчитайте, когда надо делать перерывы от управления
● Проверьте, чтобы были возможности для остановок и отдыха
● Проверьте, что вы не превысили время управления за смену
● Проверьте, что вы не превысили время управления на 7 и 14 дней
● Проверьте, что вы не превысили количество часов по производственному календарю
● Проверьте выполнение еженедельных отдыхов
Чтобы не нарушать закон, важно составлять график работы водителя с учетом всех особенностей труда и отдыха.
Будьте внимательны, оформляйте нужные документы и ваша компания сможет пройти любую проверку надзорных органов.