Поиск по сайту
Расскажите о себе и мы перестроим сайт под ваши задачи
Я не отношусь ни к одной из категорий
связаться с нами


Спасибо, Ваше сообщение принято, мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Оптимальный график работы водителей без нарушений законных требований о режиме труда и отдыха

Режим работы и отдыха водителей регламентирован Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.10.2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».

Сознательное нарушение режима влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц. Но существуют способы распределить рабочее время водителей так, чтобы использовать смену по максимуму и при этом не нарушать законодательства.

За что чаще всего штрафуют должностных лиц?


Должностные лица несут ответственность, только если сознательно установили график работы водителя с нарушениями. 

Основания для наложения штрафов:

● Превышение времени управления за всю смену. Нарушение пункта №10 приказа №424. Доказывается сознательность нарушения сложно. Отслеживает ГИБДД.

● Превышение времени непрерывного управления. Нарушение пункта №13 приказа №424. Доказать сознательность нарушения тоже довольно сложно. Отслеживает ГИБДД.


● Сокращение времени междусменного отдыха. Нарушение пункта №18 приказа №424. Однозначно доказывается на основании путевого листа за 1 день. Отслеживает ГИБДД.


● Превышение продолжительности смены. Нарушается пункт №6 приказа №424. Также однозначно доказывается на основании путевого листа за 1 день. Отслеживает трудовая инспекция.

Штраф для должностных лиц за нарушение режимов труда и отдыха составляет от 7000 до 10000 руб., для ИП — от 15000 до 25000 руб., а для юридических лиц — от 25000 до 50000 руб. Водителям придется заплатить от 1500 до 2000 руб.

Для того, чтобы снизить риски нарушений, рассмотрим, какое время учитывается в графике и какая деятельность включается в смену согласно Приказу №424.

Рабочее время, отдых и смена


В Приказе Минтранса №424 определены три основных понятия: рабочее время водителя, время отдыха и смена. Разберем подробнее, что подразумевают эти термины.

Рабочее время водителя включает в себя:
● время управления автомобилем,
● время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем,
● время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль),
● погрузка, разгрузка, стоянки, простои.

Что такое специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем? Если водитель управляет автомобилем суммарно 4 часа 30 минут, далее он должен сделать перерыв для отдыха не менее 45 минут. Этот перерыв учитывается во времени смены.

Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения своих обязанностей и может использовать по своему усмотрению. 

Время отдыха водителей включает в себя:
● перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
● ежедневный (междусменный) отдых;
● еженедельный отдых;
● время перерыва между частями рабочей смены.

Ключевое понятие в Приказе МинТранса №424 — это смена. Оно определяет продолжительность ежедневной работы. То есть сколько часов в день может работать водитель. 

Важный момент: время отдыха в смену не идет. Например, если график работы водителя с 9-00 до 20-00 и регламентирован обеденный перерыв с 13-00 до 14-00, общее время смены составит 10 часов.

Есть возможность заменить специальный перерыв на перерыв на обед. В таком случае крайне важно, чтобы продолжительность отдыха составляла не менее 46 минут. В противном случае при начале движения тахограф сообщит водителю, что ему нужно отдохнуть дополнительно 45 минут и время будет потеряно.

Выбор типа учета режима труда и отдыха


Как правило, используют нормированный или суммированный тип учета режима труда и отдыха. В чем их различие?

Нормированный учет подразумевает график 5/2 и восьмичасовой рабочий день. Суммированный учет выбирают в случае любого другого графика работы и смены до 10 часов.

Основной плюс нормированного учета — его простота. Но он не является гибким и его сложно подстроить под условия работы. Суммированный учет подойдет большинству транспортных компаний, так как в нем есть возможность учесть все важные нюансы работы водителей, а также применить советы из этой статьи по оптимизации учета времени.

Правила использования тахографов


Самое главное: водитель должен уметь правильно пользоваться тахографом и понимать основные принципы его работы, чтобы избежать ошибочных записей.

Перед выходом на линию водитель должен вставить карточку в тахограф и выполнить распечатку. В случае необходимости распечатка будет служить подтверждением исправности оборудования на момент начала смены.

Водитель должен вставлять карту в тахограф непосредственно перед началом движения, чтобы не учитывать прохождение медосмотра или другую деятельность в качестве времени управления. Это поможет избавиться от ошибочного увеличения смены.

Законодательно не запрещено вынимать карту во время смены (при отсутствии движения), но из-за частого извлечения на некоторых моделях тахографов возможна потеря данных. Поэтому рекомендуем вынимать карту только после окончания смены.

Чтобы не приписывать к смене лишнее время, при любых перерывах длительностью более 10 минут необходимо выбирать в тахографе режим «отдых».

Как законно сокращать междусменный отдых?


Первый вариант: сократить отдых до 9 часов.

При суммированном учете водитель должен отдыхать между сменами 11 часов. Но если есть необходимость, согласно пункту 18 Приказа Минтранса №424, можно уменьшить это время до 9 часов. Так можно делать не более 3 раз в неделю. По терминологии Приказа №424 «неделя» — это промежуток между еженедельным отдыхом. Таким образом, время управления законно увеличивается на 2 часа за смену.

Второй вариант: разделить время отдыха на части.

К такому разделению в том же пункте 18 Приказа №424 есть определенные требования: одна часть отдыха должна быть не менее 3 часов, другая — 9 часов. Эти отрезки отдыха должны быть непрерывными. 

Где взять дополнительные часы отдыха, не уменьшая время на управление? Например, отмечать как отдых любое время, которое водитель не управляет автомобилем.


Важный момент: водитель должен отдыхать не менее 9 часов в течение «ежедневного периода». Согласно пункту 10 Приказа №424 такой период составляет 24 часа и начинается после окончания предыдущего аналогичного периода или после окончания еженедельного отдыха. То есть фактически время начала ежедневного периода совпадает с временем начала смены. Важно не выходить за рамки этого периода при расчете времени управления и отдыха.

Как законно увеличить длину смены?

Пункт 6 приказа 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:

● водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
● водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
● водителям аварийных служб;
● водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
● водителям на инкассаторских автомобилях;
● перевозки на легковых такси;
● водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
● водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.

Такое увеличение длины смены в обязательном порядке должно быть согласовано с водителем в письменном виде и оформлено документально. 

Во всех остальных случаях длина смены должна составлять не более 10 часов. Но есть возможность законно увеличить длину до 12 часов за счет разделения смены на две части с помощью отдыха. 
Промежуток между частями смены для регулярных городских и пригородных перевозок должен быть не менее 3 часов, для всех остальных типов перевозок — 5 часов.

Пример такого разделения: 4 часа управления, 5 часов отдыха, 4 часа управления, 1 час отдыха, 1 час управления. Отдых, который делит смену, не увеличивает ее длину. Таким образом фактически рабочий день составляет 15 часов. По документам продолжительность смены 10 часов. 

Важная особенность: длинный отдых должен начинаться не позже, чем через 5 часов после начала смены.
Такое разделение обязательно должно быть оговорено заранее и закреплено документально в соглашении с водителем, а также подтверждаться в путевых листах. 

Увеличение продолжительности смены делает условия труда отличными от нормальных, поэтому необходимо предусмотреть повышение оплаты работникам.

Регулируя режим работы и отдыха водителей, важно учитывать различные факторы, которые взаимно зависят друг от друга. 

Например, вы увеличили длину смены. Далее:
● Учтите междусменный отдых
● Рассчитайте, когда надо делать перерывы от управления
● Проверьте, чтобы были возможности для остановок и отдыха
● Проверьте, что вы не превысили время управления за смену
● Проверьте, что вы не превысили время управления на 7 и 14 дней
● Проверьте, что вы не превысили количество часов по производственному календарю
● Проверьте выполнение еженедельных отдыхов

 Чтобы не нарушать закон, важно составлять график работы водителя с учетом всех особенностей труда и отдыха. 
Будьте внимательны, оформляйте нужные документы и ваша компания сможет пройти любую проверку надзорных органов.
Мы используем файлы cookie. Подробная информация в политике обработки cookies. Вы можете запретить сохранение cookies в настройках своего браузера. Продолжить